Каждый из нас порой хочет повернуть время вспять, трансформировав что-либо в своей судьбе: «Ах, если бы все сложилось так, а не иначе!» - думаем мы. Но, увы, жизнь не терпит сослагательного наклонения, однако в искусстве такие вариации вполне возможны.
Как сложились бы судьбы Ромео и Джульетты, если бы главные влюблённые человечества остались живы? Смогли бы они сохранить великую силу любви или чувства разбились бы о быт, привычку, противоречия полов и многие другие факторы?
Над этим и многим другим решили поразмышлять создатели мюзикла «Ромео VS Джульетта XX лет спустя», мировая премьера которого состоялась 18 июня 2019 года в Московском театре Оперетты.
За полгода спектакль очень полюбился зрителям, каждый новый показ получает огромное количество положительных отзывов благодарной публики.
Какой-нибудь ворчливый диванный критик, прочитав сюжет и не видя спектакля, непременно воскликнет: «Ну до чего додумались?! Не трогайте классику!» И будет категорически не прав: в этом мюзикле никто и не думает покушаться на незыблемых временем классических героев, ставших для всего человечества символом любви и верности.
Напротив, в оригинальной фантазии создатели мюзикла чутко и философски размышляют над очень актуальными для каждого из нас субстанциями, такими как любовь и верность, терпение и прощение, эгоизм и милосердие, иллюзии и мечты.
Драматургией увлекательного и захватывающего сюжета, пожалуй, восхитился бы сам Шекспир, как и потрясающей музыкой, оригинальной сценографией, блестящей актёрской игрой и всеми другими составляющими музыкального спектакля, в котором органично и гармонично сочетается фантазия и реальность, сказка и быль, поэзия и музыка.
В увлекательных лабиринтах динамичного сюжета герои мюзикла кружатся в эффектном рандеву, заставляя зрителей на протяжении всего действия дышать в унисон с артистами, улавливая каждую деталь и нюанс.
Композитором постановки выступил маэстро Аркадий Укупник, для которого «Ромео VS Джульетта XX лет спустя» - это первый опыт написания музыки для мюзикла. При этом жанр для Аркадия не нов –несколько лет назад композитор успешно проявил себя как актёр, играя в мюзикле «Чикаго», который привёз в Россию Филипп Киркоров.
И, конечно, все мы знаем, что Аркадию Укупнику принадлежит авторство огромного количество эстрадных шлягеров, музыки для популярнейших кинофильмов, поэтому создание театрального произведения для композитора – отнюдь не эксперимент, а логичное и закономерное развитие незаурядных способностей «слышать музыку стихов» и воплощать её в реальность!
Стихи в этом произведении театрального искусства – основная ткань, на которой основан весь концептуальный рисунок спектакля.
Знаменитый драматург и популярный хитмейкер, многократный лауреат фестиваля «Песня года» Карен Кавалерян в этом проекте, кажется, презвошёл сам себя - сюжет настолько насыщен, интересен и непредсказуем, что держит в напряжении от первых минут до финальных поклонов.
При этом не только музыкальное либретто, но и диалоги спектакля выполнены в стихотворной форме пятистиший – в этом, на наш взгляд, Кавалерян отдал дань уважения Шекспиру, а также искренне восхитился красотой и великолепием великого и могучего русского языка.
Никакой пошлости и примитива - только тонкие метафоры, мудрые аллегории, изящные олицетворения, искусные ассоциации и элегантные параллели.
«Но как любой рассказ не назови, он, как и прежде, будет о любви!..»
Карен Кавалерян: «Мы создавали мюзикл, который строится на предположении, что через два десятка лет могло бы произойти с героями, если бы финал великой трагедии был бы иным, и ее герои остались бы живы. Это практически сиквел «Ромео и Джульетты», драматическая и музыкальная фантазия на темы Шекспира, созданная в детективном ключе».
Аркадий Укупник: «Для меня это первый опыт работы в жанре мюзикла, и первостепенной задачей при написании музыки было выдержать его стилистику, при этом максимально приблизив звучание оркестра к шекспировским временам, и с помощью современных звуковых технологий сделать ее понятной и близкой сегодняшнему зрителю».
Мюзикл поставлен талантливым и многогранным режиссёром, двукратным лауреатом премии «Золотая маска» Алексеем Франдетти. Каждая постановка Алексея Франдетти оставляет в сердце и в памяти искренний трепет и пронзительную глубину, веру в добро, в призрачные мечты, иллюзорные фантазии и в такое хрупкое и зыбкое, но непременно возможное счастье!
Алексей Франдетти: «Мы не пытаемся заново пересказать знакомую всем историю. Это абсолютно новое сценическое произведение, в котором через призму музыки, стихов, и с помощью современных сценографических технологий поднимаются важнейшие темы высокой любви, человеческих взаимоотношений и семейных ценностей. При этом ирония является важной актёрской краской, подлинной движущей силой постановки».
Яркая индивидуальность, пристальное внимание к деталям и трогательный романтизм, которыми принизаны все спектакли Франдетти, являются огромными удачами мюзикла «Ромео VS Джульетта XX лет спустя», каждая сцена которого превращается в невероятно красивое произведение, логичное и последовательное, поражающее своим размахом и глубиной!
С лёгкой руки знаменитого художника Вячеслава Окунева молниеносно сменяются локации действия – дом Ромео и Джульетты, часовня и кабаре, городской рынок и портовая набережная, центральная площадь и маяк.
Вячеслав Окунев: «Условность музыкального театра подчёркивается условностью нашей сценографии. Выбирая для художественного решения спектакля стиль «стимпанк», нам хотелось передать эстетику Высокого Возрождения, но при этом сохранить связь с современностью. Персонажи буквально возникают из декораций как оживающие барельефы». Завершил замысел сценографа главный художник театра по свету Александр Сиваев, который своими многочисленными работами доказал уникальное умение объединять в спектакле атмосферный свет камерных сцен с ярким световым шоу.
Эффектная и экспрессивная хореография виртуозного балетмейстера Ирины Кашубы восхищает грацией. Обрамляет этот театральный бриллиант феерия роскошных костюмов и разнообразного реквизита, среди которого в разных сценах сменяют друг друга флаги и оригинальные вазы, эффектные аксессуары, фрукты и другие яркие, а порой неожиданные акценты.
Воплощает это масштабное произведение на сцене блистательный актёрский ансамбль. В разных составах спектакля аккумулированы лучшие из лучших артисты Театра Оперетты и признанные корифеи жанра мюзикла: Дмитрий Ермак, Владислав Кирюхин, Александр Казьмин, Мария Иващенко, Дарья Январина, Юлия Чуракова.
Мы не будем в рамках этой рецензии разрушать интриги сюжетных линий и раскрывать детали сложных и лихо закрученных лабиринтов захватывающего сюжета, тем более, как верно подметил Михаил Юрьевич Лермонтов: «Холодной буквой трудно объяснить боренье дум», - эмоции нельзя охарактеризовать: их надо прочувствовать!
Этот мюзикл, в котором в блистательном дуэте встречаются фантазия и философия, вновь и вновь подчёркивает что между веками и эпохами лежит исключительно временная пропасть, а в остальном – люди 21-ого столетия также, как и 5 веков назад, хотят любить и доверять, склоны к ревности и анализу, сомнениям, подозрениям и порывам души.
Неслучайно в части сцен дочь Ромео и Джульетты Виолетта (Мария Иващенко/Дарья Январина) и её пылкий возлюбленный Франческо (Александр Казьмин/Дан Розин) одеты в наряды, которые тонко коррелируются с современными тенденциями; светские «подружки» Джульетты (Анна Лукоянова/Наталия Мельник), держащие в руках модные брендовые сумки, так напоминают состоятельный круг современных гламурных леди, не обременённых интеллектом, а рокерский образ Ромео (Дмитрий Ермак/ Василий Ремчуков) символизирует протест и вызов обществу, с его непримиримыми законами и лицемерными стереотипами.
Одним из главных действующих лиц мюзикла является сам Шекспир (Владислав Кирюхин/ Александр Бабик), как кодекс чести и совести, мудрый, проницательный и внимательный странник, который деликатно подсказывает героям, что любовь не может и не должна разбиваться об айсберги будничных проблем и гендерных конфликтов: «В сердце не держи мелочных обид, и тогда любовь снова победит!»
Искренне хочется, чтобы «Ромео VS Джульетта XX лет спустя» увидели как можно больше людей, ведь это далеко не просто развлечение, а мудрая энциклопедия человеческой личности, соблазнов, желаний и пороков, которая может нас, зрителей, уберечь от каких-то опрометчивых решений и помочь сохранить наши чувства, семьи, мир и гармонию в душе и сердце:
«Целый мир за любовь я отдам!
И пусть звёзды подождут,
И только ангелы нам о любви споют!
Целый мир за любовь я отдам!
Он не стоит и гроша,
Пока не может рядом быть твоя душа…»
Лично мы нашли в этом по-настоящему уникальном мюзикле всего один недостаток: почему-то играют его всего два раза в месяц, что непростительно мало для спектакля такого уровня! Надеемся, что совсем скоро количество дат этого мюзикла в афише вырастет, ведь:
«Слово о любви не ново, только мы готовы плакать и смеяться вновь!
Снова шанса нет иного - против рока злого выставить любовь!»
«Послушайте историю, которая случилась через 20 лет…» Посмотрите этот вдохновенный мюзикл на сцене Московского театра Оперетты! Ближайшие даты спектакля: 13 и 26 февраля.
В пучину страстей средневековья погружалась:
Корреспондент: Бурулёва Юлия
Фото предоставлены пресс-службой Московского театра Оперетты