ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ

НА СЦЕНЕ МОСКОВСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЕТТЫ ПРЕДСТАВИЛИ НОВЫЙ МЮЗИКЛ

Князь СеребряныйМюзикл «Князь Серебряный» был задуман, сочинен и поставлен по заказу самого театра, уже давно отдавшего приоритет созданию новых – своих! – произведений в этом победительном жанре музыкального театра. Но вот что интересно и обращает внимание: все последние вновь сочиненные мюзиклы посвящены событиям давно прошедших эпох, вплоть до самой седой древности. Чтобы не быть голословными, назовем их: «Цезарь и Клеопатра» (I век до н.э.), «Король Артур» (VII век), «Дочь Монтесумы» (XVI век), «Каприз императрицы» (XVIII век) и, наконец, рецензируемая новинка – «Князь Серебряный», в котором кровавые события происходят в XVI веке, в эпоху и при участии самого царя Ивана Грозного!..

Замыслу театра не откажешь в привлекательности и перспективности: литературным первоисточником взят роман замечательного русского писателя Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный», неоднократно, по выражению Игоря Северянина, «оэкраненный» и инсценированный. Для создания нового произведения театр пригласил авторов уже знакомых и «проверенных» в удачной работе (мюзикле «Ромео vs Джульетта») – успешного артиста, музыканта, композитора Аркадия Укупника и либреттиста Карена Кавалеряна.

«Князь Серебряный» – роман большой, с множеством ярких персонажей, с остроконфликтными ситуациями, с реалистически (если не натуралистически) выписанными эпизодами кровавых стычек, сражений и пыток. Конечно, большинство мюзиклов очень драматично, и иной раз они как бы «соревнуются» по количеству гибнущих персонажей – например, от двух в «Анне Карениной» или трех в «Соборе Парижской Богоматери» и до семи в «Монте-Кристо». Понятны поэтому сложности либреттиста «Князя Серебряного» в выборе сюжетных линий из многофигурной композиции романа и «вытягивания» лирической темы, необходимой для мюзикла.

Князь Серебряный – Иван Викулов. Фото предоставлено пресс-службой Московского театра оперетты

Драматург Карен Кавалерян взял на себя дополнительную нагрузку, написав либретто стихотворным текстом и постаравшись применить стилизацию в рифмованных диалогах как бы «под старину». Трудная задача была и в отборе персонажей из длинной галереи героев романа А. К. Толстого. С нею драматург, в общем, справился, хотя, как показалось, не без упущений. Так, не задействованы такие важные и колоритные образы романа, как сын Малюты Максим и сын Грозного Иван. Удачна мысль – вместо колдуна-мельника ввести роль очаровательной колдуньи (прекрасная работа Ольги Белохвостовой), а вот отсутствие такого яркого и нужного персонажа, как мамка Ивана Грозного Онуфревна, не компенсировано появлением придуманного образа Мануйлихи, хотя и в добротном исполнении Елены Сошниковой.

Несмотря на эти упущения, Карену Кавалеряну удалось предложить композитору хорошую основу для музыкальной драматургии. Работа Аркадия Укупника показала его возросшее мастерство, большее количество удачных сольных и особенно ансамблевых и массовых номеров. Запоминаются экспрессивные хоровые эпизоды, такие как, например, «Лей, вода!», или «Кошель парчовый» и «Цап-царап» у разбойников. Хороши дуэт Князя и Елены «Сердце плачет», ария Вяземского «Трава-отрава», дуэт «слепцов» с последующей пляской. Кстати, показалось, что упущена возможность использовать замечательно колоритные песни Ваньки Перстня – «слепца» из романа-первоисточника.

Большое место в мюзикле заняли пляски и сцены боевых столкновений с фехтованием и рубкой на мечах. Они поставлены балетмейстером Валерием Архиповым динамично и выразительно и отлично исполняются артистами, натренированными постановщиком боев Алексеем Кулинковичем.

https://muzlifemagazine.ru/predanya-stariny-glubokoy/?ysclid=leboid27jf430698985