Сцена из спектакля. Князь Серебряный (в центре) – Иван Викулов

Фото: Московский театр оперетты

95-летие театр отметил спектаклем на самую актуальную нынче тему – из истории российской. Новый мюзикл поставлен по роману Алексея Толстого «Князь Серебряный», который автор определил как «повесть времён Иоанна Грозного».

lg 1

«Русский мюзикл» звучит странно, но другое название этому жанру пока ещё не придумали. В Александровскую слободу, в бывшую резиденцию Грозного, была организована экскурсия для артистов, занятых в постановке. Воодушевлённые атмосферой места, они подошли к самой премьере во всеоружии – в прямом и переносном смысле: для поединков им пришлось овладеть искусством боя на мечах. Режиссёр и балетмейстер мюзикла заслуженный деятель искусств России Валерий Архипов стремился к тому, чтобы сцены схваток выглядели правдоподобно, «чтобы у зрителей захватывало дух». Дух захватывает! И не только от жарких баталий. Перед нами оживают монументальные картины эпохи Ивана Грозного.

Открывает действие мужской хор, издалека доносится звон колокола. В протяжной мелодии слышится что-то былинное. Поднимается занавес, и мы переносимся в XVI век. Народный художник России Вячеслав Окунев создал впечатляющие декорации, напоминающие красочные иллюстрации к роману. Они представляют то царские палаты, где Иван Грозный вершит людские судьбы, а оставаясь один, борется с пугающими призраками собственного зла, то монастырь, где он отмаливает грехи, то таинственный лес, где водят хороводы духи ветра и огня, то тюремное подземелье, где кровожадный Малюта пытает пленников... Выдвигающиеся временами на передний план массивные решётки символизируют подневольную жизнь подданных жестокого царя. В них, как птица в клетке, поёт Елена, скованная клятвой верности нелюбимому мужу, в них томится заключённый князь Никита Серебряный...

Радуют глаз роскошные наряды персонажей – кафтаны из бархата и парчи оторочены мехами, сарафаны и летники украшены тонкой вышивкой, тесьмой, кружевами, кокошники – жемчугами и каменьями... Изысканная красота костюмов, соответствующая стилю представляемого времени, уже стала неотъемлемым атрибутом каждого спектакля театра.

Авторы постановки – композитор Аркадий Укупник и драматург Карен Кавалерян. Это вторая их совместная работа. Возможно, выбор сюжета для мюзикла, премьера которого была назначена на праздничный вечер, покажется странным, ведь произведение Толстого довольно мрачное, с трагическим финалом. Однако, хотя основные события романа сохранены, литературная первооснова смягчена лирическими сценами, волшебными персонажами и счастливым концом. Некоторых героев романа в мюзикле заменили новые действующие лица – так, в канву повествования введены две сестры: лесная колдунья (Ольга Белохвостова) и придворная ворожея (Елена Сошникова). Это придало событиям мистический оттенок. По замыслу автора либретто, появляясь в нужный момент, они «вращают колёса истории».

Музыка к спектаклю – оригинальный сплав современных ритмов с русскими народными мотивами и даже элементами церковного пения и оперным звучанием арий. Музыкальный руководитель и главный дирижёр театра Константин Хватынец вдохновенно управляет оркестром. Плясовые сменяются тревожными мотивами, характеризующими царя, нежные мелодии героини – таинственными песнями лесных духов...

Спектакль представляет собой цельное полотно, тут все элементы работают на погружение зрителя в атмосферу эпохи Ивана Грозного. Основная тема мюзикла, конечно же, любовь. И самый важный образ – князь Никита Серебряный, настоящий русский герой с сильным мужским характером. В роли князя Серебряного – золотые голоса Театра оперетты Иван Викулов и Павел Иванов.

…События происходят во времена опричнины. Князь Никита Серебряный по долгу службы провёл вдали от родины пять лет, а воротившись, не сразу понимает, что происходит на Руси. Разбойники, напавшие на мирных жителей, оказываются подданными царя, его давний друг боярин Морозов (Артём Маковский) в опале, к тому же князь узнаёт, что его невеста Елена (Дарья Январина), спасаясь от преследований безумно влюблённого в неё Афанасия Вяземского (Леонид Бахталин), вышла замуж за боярина Морозова... Все обстоятельства складываются против князя и Елены. Кажется, что будущего у них нет, ведь Елена замужем. К тому же Вяземский упорно пытается её добиться. Вместе с опричниками он вероломно нападает на её мужа и убивает его. Опричники захватывают Елену и князя Серебряного. Но с помощью друзей князь вызволен из плена, а Вяземский в поединке с ним погибает. Князь Серебряный с честью выходит из всех злоключений и своей храбростью и прямотой добивается прощения Грозного (Игорь Балалаев)... Каждая роль сыграна темпераментно, ярко, а Иван Грозный будто сошёл с полотна Виктора Васнецова.

Спектакль стал достойным подарком зрителю к юбилею театра.

В лесной чаще ворожит  Колдунья (Ольга Белохвостова) / Московский театр оперетты

https://lgz.ru/article/-49-6863-07-12-2022/o-chesti-vernosti-lyubvi/