30.05.2008Р.Федоров, TOP-POP

КАРЕН КАВАЛЕРЯН: «ПРОЩАЙ, ЕВРОВИДЕНИЕ!». 

Поэт-песенник Карен Кавалерян «Евровидение-2008» запомнит надолго. И не потому, что Дима Билан (которому, кстати, Карен написал в свое время Never never let you go) вернулся домой с триумфом. В этом году Кавалерян стал рекордсменом конкурса – он написал тексты аж для 6 песен, которые в разные годы, прозвучали со сцены «Евровидения». Стихи к песне Shady Lady, с которой Ани Лорак взяла «серебро» - его рук дело. Will peace come для Дианы Гурцкой тоже написал он. TopPop.ru встретился с Кареном Кавалеряном уже в Москве, чтобы подвести совсем не поэтические итоги конкурса. 

- Что Вы скажете об итогах «Евровидения 2008»? Второе место, которое заняла Ваша песня, может быть это тенденция?

- Похоже на то. Мое сегодняшнее состояние - умеренная депрессия, потому что для меня существует только первое место. Но, с другой стороны, нет причин для недовольства. Хотя, не скрою, очень хотелось победить. Конкурс этот меня уже достал, но я просто не хотел уходить, так и не выиграв его. Я бы даже сказал, что присутствовала какая-то маниакальность, связанная с количеством участий: шесть раз от пяти стран – это перебор.

- Кстати, не планируют ли организаторы конкурса наградить Вас специальным призом за активное участие в «Евровидении»?

- А вы спросите у них! Я бы с удовольствием обменял бы все 6 на любую одну, что победила. Не знаете никого, кто б махнулся не глядя? А если серьезно, то «Евровидение-2008» для меня было последним. Все это уже стало странно выглядеть. Я же все-таки русскоязычный автор, который на родном языке вагон хитов написал. А в последние пару лет из-за этого Евровидения стал восприниматься как чисто англоязычный автор. Хотя для меня самого моя английская лирика как была, так и остается баловством. В этом году я вообще мог поехать от четырех стран, но это уже был бы вообще беспредел, поэтому я остановился на Украине и Грузии. 

- Есть мнение, что песни, которые представлены на конкурсе, забываются уже на следующий день? Или это не так?

- Ну в общем и целом уровень там, как бы помягче сказать - не Сан-Ремо. Но с другой стороны, будучи членом общества Warner/Chapppel Music Scandinavia, я получаю регулярные отчеты о ротации той или иной песни. Во-первых, очень много продается мобильного контента в момент проведения и после окончания конкурса. Ряд стран довольно активно ротирует популярные песни. Мне, например, до сих пор приходят роялти за «Never let you go». Все песни, к которым я писал тексты, начиная с «Northern girl» («Девочка с Севера», которую пела группа «Премьер-министр» на конкурсе в 2002 году), в той или иной степени находятся в радиоротации за границей. «Never let you go» может быть, даже активнее всех остальных. Думаю, то же самое сейчас будет с песней «Shady Lady». Получился очень сильный трек. Спасибо Каролине, я сразу ей сказал, она – лучшее что есть в этой песне.

- Если вспомнить прошлогоднее «Евровидение», то мне кажется, Дима Колдун был клоном Филиппа Киркорова. В этом году все было иначе с Ани Лорак. Расскажите подробнее о том, как создавалась песня и номер «Shady Lady». 
- Я не был свидетелем того, как создавался номер. Но то, что Филипп перешагнул через себя, как артиста, и посмотрел на все глазами продюсера, делает ему честь. Он написал песню абсолютно адекватную исполнительнице. Передо мной стояла задача придумать фразу, которая наиболее точно передала бы ее состояние, образ. Мне придумалась «Shady Lady». Общий смысл песни сводился к тому, что девушка была тенью своего мужчины, а сейчас вышла из нее. Ключевая фраза достаточно точно передавала ее эмоции. Дальше дело было за номером, который ставили греки. Номер блистательный, певица Ани Лорак, по российским меркам, просто фантастическая, английский у нее отличный. Скажу прямо - с певицами такого класса я не работал лет 20, со времени Ольги Кормухиной. 

- А слухи том, что формы певицы чересчур силиконовые, насколько соответствуют дейстительности?

- Здесь я вам не эксперт. Спросите ее мужа.


- Как Вам конкурсный номер Дианы Гурцкая, с которым она прошла в финал, но в десятку не попала? Говорят, что грузинская делегация, от лица которой вы ездили на конкурс, Вас даже лишила билетов в финал. 
- И меня, и Кима Брейтбурга. Выглядело это всё довольно комично. Когда песня прошла в финал, все были безумно счастливы, потому что были опасения, что полуфинал окажется барьером непреодолимым. Из 20 песен в финал проходит только 10, так что минимум у половины участников, за исключением двух-трех, такое опасение присутствует. Вот у Ани Лорак мандража не было, потому что изначально было понятно, что она главный претендент на победу. 
Накануне финала я дал интервью «МК», в котором сказал, что песня Дианы Гурцкая – лучшая из тех, что я написал за всю историю своего участия в «Евровидении». Я действительно так считаю. Песня, которую мы написали для Дианы с Кимом Брейтбургом, очень честная, настоящая, может быть, чрезмерно настоящая для этого конкурса, но она очень подходила грузинской участнице. При этом я отметил, что все же больше шансов на победу у песни «Shady Lady». Я имел в виду, что кроме песни и певицы, существует масса других факторов, которые влияют на оценки – та же политическая подоплека. После чего грузинская делегация на меня обиделась, и билетов на финал мне не досталось. Если еще как-то объяснимо, почему так поступили со мной, то совершенно не понятно в чем провинился Ким Брейтбург, который попал со мной заодно в такую же ситуацию. Представители Грузии бормотали что-то о том, что на финал из Тбилиси подъехала группа высоких чиновников – видимо, пожинать лавры - поэтому все билеты отданы им. Только что сделали для выхода в финал они, и что сделали мы с Кимом?! Не думаю, что мы заслужили подобное хамство. А, возвращаясь к тому интервью - считаю, что своей биографией заслужил право говорить то, что думаю - когда угодно и кому угодно. 

- Ваше мнение о триумфаторе «Евровидения 2008»? Я сейчас спрашиваю конкретно о Диме Билане, как об исполнителе, а не о номере с участием Эдвина Мартона и Евгения Плющенко. 
- Ну, он спел, что называется, в свою силу. В общем, ни для кого не секрет, что он крепкий певец. В том, что он победил, есть большая доля удачи, как и в любой победе, но кто об этом вспомнит через пару лет?. Вы знаете, я купил в Белграде книжку «Fan book of Eurovision» (фанатская книга), на последней странице которой перечислены все победители конкурса «Евровидение» за все годы. Там, скажем, есть и такой победитель: 1974 год, группа ABBA, песня «Waterloo», страна Швеция. Когда ты попадаешь в такой список и продолжаешь его, ты уже вписываешь свое имя навсегда в историю. 

- А почему Вы не работали с Биланом в этом году? Была ли такая возможность?

- Такой возможности не было, так как после 2006 года мы не общались. Думаю, что уже тогда мы исчерпали ресурс совместной работы. Билан мог победить и в 2006 году с моей «Never let you go», успех которой был ценен тем, что эта песня была полностью сделана в России: музыка, текст, аранжировка, сведение. В этом смысле есть осадок от победы российского исполнителя на европейском песенном конкурсе, выигравшего с американской песней. Для меня как автора, победить с чужой песней и делить с кем-то успех в этой ситуации неправильно. Ценность победы девальвируется. Хотя, повторюсь, победа - всегда победа.

- Примите ли Вы как автор участие в «Евровидении-2009»?

- Говорю официально – я не буду больше участвовать в конкурсе «Евровидение». Потому что в этом году окончательно и бесповоротно обозначилась нездоровая тенденция. Европа окончательно разделилась при голосовании на Восток и Запад. Восток голосует только за своих, Запад - более или менее объективно. В принципе, мне, как автору из Восточной Европы, это на руку. Я бы мог на будущий год написать песню, допустим, от Армении, и победить. Но такой ценой мне бы этого не хотелось. Так что это было мое последнее «Евровидение», я от него порядком устал.
Роман ФЕДОРОВ