27.03.2006KM.RU
"ЕВРОВИДЕНИЕ-2006" – «МЯГКАЯ СОЛОМКА», ИЛИ САМИ СЕБЕ СУДЬИ.
ЭКСПЕРТЫ ПЕРВОГО КАНАЛА «НАЗНАЧИЛИ » ВИНОВНЫХ НА СЛУЧАЙ НЕУДАЧИ.
Ни для кого не секрет, что на "Евровидении" в этом году Россию будет представлять певец Дима Билан. Его кандидатуру можно обсуждать до хрипоты, однако, это дело решенное. Как окончательным и бесповоротным является и выбор песни «Never Let You Go» (авторы музыки - А.Лунев, текста - К.Кавалерян, И.Антонян). Но с ней все намного сложнее – экспертный совет Первого канала, сразу же после оглашения имени победителя внутреннего отбора, признал ее неподходящей для конкурса, а значит, заведомо провальной. Однако спустя неделю, следуя только им одним понятной логике, те же эксперты утвердили на конкурс отвергнутую ранее песню, тем самым косвенно возложив ответственность за возможную неудачу на ее авторов.
Ввиду сложившейся абсурдной ситуации, мы решили обсудить проблему с автором слов английской версии песни, известным хитмейкером, поэтом Кареном Кавалеряном – практически единственным в стране «двуязычным» автором, участвовавшем еще в первом отечественном «экспортном» проекте «Парк Горького» и уже представлявшим свою песню на Евровидении четыре года назад.
Корр:
- После оглашения официальных итогов российского отбора к конкурсу Евровидение-2006, некоторые официальные лица из числа членов экспертного совета сделали ряд громких заявлений, смысл которых сводился к тому, что песня «Never Let You Go», с которой выступит в этом году в Афинах Дима Билан, представляется им неформатной. В частности, вице-президент MTV И.Бачурин заявил: «Мне не понравилась песня. Она была среднего темпа, не быстрая, и это, на мой взгляд, главная проблема. Под нее сложно будет делать яркий постановочный номер, который тоже является неотъемлемой частью выступления. Нужна более быстрая песня, яркая и понятная. В ближайшие дни и Первый канал, и продюсеры будут заниматься поисками этой песни". Судя по тому, что на конкурс едет все-таки «Never Let You Go», поиски не увенчались успехом?
К.К.:
- Сразу оговорюсь - мы не писали никаких песен специально для "Евровидения". Задача была - сделать материал для англоязычного альбома Димы Билана, чем мы и занимались – подготовили несколько треков. Потом два из них менеджмент певца представил на российский отбор, что стало для всех полной неожиданностью, как и результат самого отбора. Если бы ставилась задача написать песню конкретно для Евровидения, была бы выбрана соответствующая концепция, использовался бы другой набор выразительных средств и методов - звуковых и текстовых. Как это было в 2002 году, когда мы с Кимом Брейтбургом писали для группы Премьер-министр песню «Northern girl», с которой ребята поехали на Евровидение в Таллинн. Там даже креатив строился исходя из места проведения конкурса. Но, повторюсь, в случае с Димой задача сделать номер для Евровидения не ставилась. Говорю это не для того, чтобы оправдаться – я верю и в песню, и в исполнителя – но лишь для того, чтобы расставить все точки над "i".
Корр:
- Не кажется ли вам что, публично объявив песню «Never let you go» неформатной эксперты просто заранее перестраховались на случай очередной неудачи, которых у нас в последнее время было немало?
К.К.:
- Мне, к сожалению, уже не двадцать лет, темперамент давно не тот, и сейчас я спокойно отношусь к тому, что кому-то не нравится то, что я делаю - в этом смысле я стал достаточно толстокожим. Но у меня есть свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. И когда официальное лицо, член экспертного совета, за неделю до истечения срока подачи заявки страны на участие в Евровидении от лица всего жюри заявляет, что ему не нравится песня, и ее надо заменить, а потом это мнение тиражируется СМИ, я считаю, что это плохо. Плохо - потому что, во-первых, это мнение сразу перепечатывают все сайты, посвященные конкурсу, в том числе и зарубежные, и вокруг песни создается негативная аура, влияющая в конечном итоге на распределение мест. А во-вторых, и это гораздо неприятнее - любому человеку, мало-мальски знакомому с технологией ясно, что за неделю написать новую песню, «впеть» ее, сделать аранжировку, записать, свести и отмастерить запись - нереально, если речь идет не о банальной коммерческой «халтуре». А значит, говоря об этом, официальное лицо знало и понимало, что никакой другой песни не будет. Уверен, что ее никто и не искал. Тогда зачем это мнение было озвучено? Ответ прозвучал уже в вашем вопросе - чтобы снять с себя ответственность за возможную итоговую неудачу. Кстати, в другой публикации тот же чиновник заявляет: «…я считаю, что Дима Билан сможет вытянуть любую песню…», что уже, видимо, сказано на случай приемлемого результата. Всё это, конечно, административная эквилибристика высокого класса, однако в данном случае усидеть на двух стульях не получится.
Единственный, кто взял на себя ответственность и публично поддержал песню на страницах «МК», был Артур Гаспарян, за что ему отдельное спасибо. Еще один член экспертного совета сделал это в частной беседе со мной, но его имя, по понятным причинам, я называть не стану.
Корр:
- Но ведь упрек в «неформате» относится, скорее к музыке, чем к вашей части работы?
К.К.:
- Я подобного разделения не принимаю. Сейчас мы все в одной лодке - и авторы, и исполнитель. В конце концов, моя фамилия стоит рядом этой песней.
Корр:
- Вы не одобряете выбор экспертного совета, делегировавшего от России Диму Билана?
К.К.:
- Напротив, я двумя руками «за». Дима настоящий профи, что он еще раз подтвердил во время студийной сессии. Я работал с ним впервые, и был, честно говоря, даже слегка озадачен - за шесть часов он не взял ни одной «левой» ноты. Я уже забыл, что такое бывает. Мы работали над произношением, интонацией, но проблем со строем, ритмом и звуком не было в помине. Более того, он старался эмоционально искренне прожить песню, а это дорогого стоит. Трудно загадывать вперед, но мне кажется, он очень перспективный артист и приятный молодой человек - хорошо воспитанный во всяком случае. К слову, у него очень приличное английское произношение - не знаю, откуда оно взялось, в результате занятий с преподавателем или он просто здорово слышит и имитирует, но ему удается практически безупречно транслировать все ключевые звуки.
Если же вернуться к теме нашего сегодняшнего разговора, поверьте, мне всё равно - кто и по каким критериям будет выбирать от России очередного участника "Евровидения" - мне лично этот конкурс неинтересен. У меня вообще другая «группа крови». Но если вы посылаете туда артиста и не доверяете материалу, который у него есть – объявите тендер на песню. Только не за неделю до истечения срока подачи заявки на конкурс, а месяца за три. Другой вариант - выбрать песню, а потом под нее искать исполнителя. Тоже нормальная практика. Только надо остановиться на чем-то одном. А то, получается, в последний момент выбрали артиста, но песня его им не нравится - тогда зачем вы парня туда посылаете, это же конкурс песни! В общем, как в известном анекдоте - «… у меня есть мнение, но я с ним не согласен…»
А потом, успешное выступление на Евровидении - результат усилий не только авторов песни и исполнителя, но и адекватный сценический номер, и клип, и его ротация в Европе, и организация промо-тура, и пиар, в том числе и работа с сайтами, освещающими конкурс. Всем этим должен заниматься вещатель, а это очень трудоемкая и сложная часть работы, завалить которую проще простого. Поэтому попытка «подстелить соломку» и заранее «назначить» крайних на случай неудачи - в данном случае авторов - не красит членов экспертного совета, кто бы они ни были.
Вместо того чтобы поддержать исполнителя, которого они же сами и выбрали, сеется паника и дух пораженчества. Если есть сомнения в песне, то их можно было хотя бы не озвучивать публично. Исполнитель у нас - молодой человек, достаточно эмоционального склада характера, а подобные заявления только порождают чувство неуверенности и нервозности. Вряд ли это пойдет кому-то на пользу. Если MTV так озабочен удачным выступлением Димы Билана, пусть лучше через своих европейских партнеров обеспечит широкий показ его клипа в Европе в оставшиеся два месяца до конкурса. Вот это будет реальная помощь.
Корр:
- Вам не нравится "Евровидение", а тем временем, как автор, вы участвуете в этом конкурсе уже второй раз.
К.К.:
- Я не говорил, что мне не нравится "Евровидение" - просто в музыкальном смысле там, на мой взгляд, не происходит ничего интересного. Но любой, кто на нем был хоть раз, вам подтвердит, что главное в этом конкурсе - не борьба за победу, а дух объединенной Европы, который там царит. Так что, несмотря ни на что, Евровидение - это большой общеевропейский праздник. А что мне действительно не нравится - это истерика в нашей прессе, сопровождающая конкурс из года в год - сначала по поводу выбора участника и песни, потом по поводу результатов. И то, что заканчивается всё одним и тем же – поиском виновных и очередным уроком политинформации на тему «Россия в окружающем ее враждебном мире».
Да, я попадаю туда второй раз, но, эйфории какой-то из-за этого у меня нет. По мне, так лучше бы участвовал какой-нибудь другой автор – головной боли меньше. Все мои эмоции по поводу Евровидения остались в Таллинне, куда я ездил четыре года назад с «Премьер-министром». Вернулись мы оттуда с десятым местом - приличный, кстати, результат. Если кто не понимает - поясню. Первое место - это, конечно, супер-успех. Но первое место - одно, а участников тридцать восемь. Поэтому, не надо иллюзий. Если вы попадаете в первую дюжину и сохраняете для страны место в финале на будущий год - это считается удачным выступлением, что вам скажет любой участник Евровидения.
А ожидать из года в год первого места - это какая-то болезненная мания величия. Какие, в конце концов, основания у нас на него рассчитывать? Мы что, дали европейской поп-культуре больше, чем Англия, Швеция, Франция, Испания, Германия, Италия? Список можно продолжать долго. Откуда такие амбиции, если у нас девять из десяти так называемых «звезд» - фонограммные исполнители?
Корр:
- Может быть, «заграница нам поможет»? Можно повторить опыт Алсу, когда была представлена песня известных американских авторов, и мы стали вторыми?
К.К.:
- Считаю, что на конкурсе Евровидение Россию должны представлять и исполнители, и авторы - россияне. Да, это сложно. Но это болезнь роста - нам надо самим набить достаточное количество синяков и шишек, чтобы научиться работать на реальном европейском рынке, а не влачить существование в виртуальном пространстве отечественного шоу-бизнеса. На Евровидение надо ехать самим, и занимать там свое место. Да, есть вероятность, что мы снова будем …- надцатыми. Что ж, значит, такова на сегодняшний день наша красная цена.
Корр:
- А можно дать хотя бы примерный прогноз?
К.К.:
- "Евровидение" - такой конкурс, где ничего нельзя предсказать заранее. В 2002 году фаворитом всех сайтов, посвященных конкурсу, была песня шведской группы Afro-dite. Это был настоящий еврохит, здорово спетый, а звучащий вообще запредельно. Они были на голову лучше всех. Мы, кстати, в тот год с «Northern girl» находились в первой пятерке по всем опросам. А что в итоге? Мы стали десятыми, они - девятыми, а победила девочка из Латвии, которую я и не вспомню сейчас как зовут, с убогой по моим представлениям песней. Но у нее платье удлинялось и укорачивалось во время выступления - такой, знаете ли, трюк в стиле мюзик-холла шестидесятых, и этого оказалось достаточно для первого места. Какие после этого прогнозы? Я бы дал прогноз, что Киркоров в свое время займет место не ниже третьего - на мой взгляд, он до сих пор остается самым форматным артистом за всю историю участия России в "Евровидении". А он улетел в конец второго десятка. А «Тату» были самыми неформатными, и при этом заняли третье место. Так что, никаких прогнозов. И не потому, что я боюсь, что что-то пойдет не так - я уже свое отбоялся. Просто делать прогнозы за два месяца до конкурса несерьезно - слишком много еще в этом уравнении неизвестных величин. Спросите меня за неделю - я вам всё расскажу.