1. Действующие лица
 
Екатерина- императрица
Елизавета Тараканова– претендентка на российский престол
Граф Алексей Орлов
Княгиня Пашкова, фрейлина Екатерины
Шустов- российский дипломат, резидент секретной службы
Нуаре - секретарь Таракановой
Сомов- денщик Орлова
Тюремщик
Арестанты
Придворные
Матросы
 
2. Краткое изложение сюжета
 
Действие разворачивается в 1775 году в Санкт-Петербурге и Венеции. Императрица Екатерина получает секретное донесение из российского консульства в Италии, в котором сообщается, что некто Елизавета Тараканова, особа неизвестного происхождения, недавно прибывшая в Венецию из Парижа, выдает себя за дочь императрицы Елизаветы и объявляет себя претенденткой на российский престол.
Екатерина, напуганная недавним пугачевским бунтом, также начавшимся с самозванства, посылает в Италию графа Алексея Орлова с заданием силой или хитростью привезти Тараканову в Россию. С ним отправляется Шустов – служащий российского консульства и тайный резидент в Италии. По прибытии, во время карнавала, Шустов знакомит Орлова с Таракановой. Орлов затевает любовную интригу с целью расположить Тараканову к себе.
Княжна раскрывает Орлову тайну своего знатного происхождения, рассказанную ей настоятельницей монастыря, в котором она воспитывалась. По словам монахини, матерью Таракановой была некая знатная русская дама, но настоятельница не могла назвать ее настоящего имени. В доказательство этих слов, Тараканова показывает графу голубую камею с императорским вензелем, оставленную ей матерью. Кроме всего прочего, Тараканова открывает Орлову, что не имеет претензий на престол, и ее цель – лишь доказать свое высокое происхождение.
 Орлову удается завоевать любовь и доверие княжны, однако и сам он, в свою очередь, влюбляется в Тараканову. Граф не может не выполнить задания императрицы, и в то же время понимает, что его выполнение грозит возлюбленной неминуемой гибелью.
 Орлов, разрывающийся  между любовью к родине и любовью к женщине, находит, казалось бы, остроумный выход из положения - обвенчаться с княжной, и с ней вдвоем вернуться в Россию. Ведь невозможно представить, чтобы императрица Екатерина расправилась с женой героя, олицетворяющего славу российского оружия.
 Шустов, испытывающий неприязненные чувства к пренебрежительно относящемуся к нему с лицейских времен Орлову – баловню судьбы, понимает, что может разом получить все – и отомстить Орлову, и выполнить задание Екатерины. Он приводит православного священника, чтобы тот обвенчал его с княжной. Однако граф не подозревает о вероломном замысле Шустова, который, решает погубить его и Тараканову, позвав на роль священника, ряженного.
Граф с княжной в сопровождении Шустова отбывают в Санкт-Петербург, где княжну арестовывают и заключают в Петропавловскую крепость.
Орлов просит у императрицы аудиенции, умоляя ее проявить милосердие к своей супруге. Однако Шустов раскрывает тайну их венчания. Теперь Тараканова не может считаться женой графа, так как обряд  произвел не священник, а ряженный.
Орлов в отчаянии покидает дворец. Однако его денщик Сомов уговаривает княгиню Пашкову проявить участие в этом деле. Пашкова навещает Тараканову в крепости, и во время свидания, якобы,  узнает камею, которую она сама много лет назад получила в подарок от императрицы Елизаветы и оставила своей дочери, рожденной от итальянского графа и отданной в младенческом возрасте на воспитание во французский монастырь. При этом для аудитории остаётся вопрос – не придумана ли эта история Пашковой и её друзьями специально, во имя спасения  Таракановой. Пашкова бросается к императрице и раскрывает ей  «всю правду».
Екатерина дарует Таракановой свободу, так как в данных обстоятельствах Тараканова предстает дочерью Пашковой, и не может считаться претенденткой на трон. Шустову императрица поручает распространить слух о гибели Таракановой во время наводнения, чтобы пресечь ненужные разговоры,  а возлюбленным  желает мира и любви при условии, что они покинут столицу. Герои счастливы. Всеобщее ликование.
 
АКТ 1
 
КАРТИНА 1
 
1. Увертюра
(на фоне которой осуществляется действие хореографического пролога. Люди и маски) 
Занавес открывается. Императорский дворец. В разгаре бал. 
 
2. «Дворцовый танец»
 
Придворные (наперебой):
- Вы слышали?
- Вы знаете?
- Это невероятно!
- Простая княжна!
- Возомнила!
- А может правда?
- Настоящее безумие!
- Заговор!
- Да что вы такое говорите?!
                                             
Шустов (обращаясь к Пашковой): 
- Княгиня !
Пашкова (читая газету):
- Родная дочь? Претендует на трон? Не может быть!
Шустов:
- Французские, немецкие газеты…
 
Орлов (едва взглянув на газету):
- Плетут небылицы, ерунда это всё!
 
Пашкова:
- Какими судьбами, граф? Вдали от доблестного флота?
 
- Орлов:
- Прибыл по указанию ее величества!
 
Придворные (наперебой):   
- Кто этот господин?
- Как? Вы не знаете?
- Это же граф Орлов!
- Герой турецкой кампании!
- Как он хорош собой!
Шустов:
- Осторожнее, мадам, он известный сердцеед и дамский угодник!
 
Придворные: 
- Неужели?
- Мне кажется, у него такой прямой и открытый взгляд!
- Настоящий рыцарь без страха и упрека!
 
Шустов:
- Не все так считают, мадам, далеко не все…
 
Придворные: 
- Ах, злые языки, как известно, хуже пистолета!
 
Шустов:
- А вы, граф, поди отвыкли от балов за время баталий…
 
Орлов:
- Не угадал, Шустов – в танцах не было недостатка. Правда со шпагами наперевес и под музыку канонады. Но я по прежнему люблю балы и обожаю красивых женщин!
 
3. Ария Кавалеров «Вена, Рим и Париж»
 
Дамы, фройлен, сеньориты, леди -
много есть чудес на белом свете,
но прекрасней вас я не найду –
то ль на счастье, то ли на беду…
 
Дамы, сеньориты, леди, фройлен -
каждый выбрать сам по вкусу волен,
по душе, по сердцу, по уму –
эту, или эту, или ту…
 
Вена, Рим и Париж -
от любви ты паришь…
Нью-Йорк, Лондон, Мадрид -
вновь любовью сердце горит.
Вена, Рим и Париж -
от любви ты паришь…
Нью-Йорк, Лондон, Мадрид -
любовью сердце горит…
 
Дамы, леди, фройлен, сеньориты,
сердце вам мое всегда открыто,
и в ответ взаимности я жду –
то ль на счастье, то ли на беду…
 
Сеньориты, фройлен, леди, дамы,
из любви не надо делать драмы –
создавать пустую суету
и губить такую красоту…
 
Вена, Рим и Париж -
от любви ты паришь…
Нью-Йорк, Лондон, Мадрид -
вновь любовью сердце горит.
Вена, Рим и Париж -
от любви ты паришь…
Нью-Йорк, Лондон, Мадрид -
любовью сердце горит…
 
Орлов:
- А что ж ты Шустов, по-прежнему пописываешь стишки, да передергиваешь в картишки?
 
Шустов:
- С  лицейских времён немало воды утекло…
 
Орлов:
- Ну и чем же ты теперь занимаешься? 
 
Шустов:
- Я теперь по дипломатической части. На секретной службе ее величества.
 
Орлов:     
- Плетешь интриги и строишь козни?
 
Шустов:
- А вы всё такой же, граф – по жизни на полном скаку и с открытым забралом! Восхищаюсь! Но… не стоит с нами так пренебрежительно… Наш департамент тоже не пустячным делом занимается. Впрочем, не хочу оправдываться. 
 
4. Выход Екатерины
(Пашкова, фрейлины) 
 
Екатерина:
- Враги, кругом враги! Сначала Пугачев, теперь вот эта…Посягнула на имя высочайшее ...
 
Пашкова:
- Стоит ли беспокоиться, государыня… Собака лает – ветер носит… 
 
Екатерина:
- Не скажи .. Как раз для их смут подходящая особа. А ну как покровителей найдет, самозванка…
 
Орлов:
- Ваше величество…
 
Екатерина:
- Известно ли тебе, граф о новых кознях наших заклятых европейских друзей?
 
Орлов:
- Смутно, ваше высочество, в самых общих чертах…
 
Шустов:
- Французские и немецкие газеты плетут небылицы о якобы наследнице российского трона. Сплетничают о тайном завещании императрицы Елизаветы  в пользу дочери. Теперь и дочь эта объявилась – представляется княжной Таракановой.
 
Екатерина:
- Довольно! Какова наглость! Не было у Елизаветы никакой дочери, и быть не могло! Особа, что выдает себя за нее, сейчас в Венеции. Тебе надлежит немедля отправиться в Италию!
 
Орлов:
- Ваше величество! Не сочтите за дерзость, но я боевой офицер! А если речь о том, чтобы…камень на шею, да в омут, то найдутся рыцари плаща и кинжала (косится на Шустова).
 
Екатерина:
- Ни в коем случае! Это не Пугачев. Взять ловко, без шума, привезти в Санкт-Петербург и учинить строжайший допрос. Докопаться – кто смуту затевает.
 
 
5. Ария Екатерины «Врагам преподам урок!»
 
Екатерина:
Всего лишь одного хватило самозванца,
чтоб веру подорвать, чтоб зашатался трон…
Гуманность прояви - на радость иностранцам,
и вот уже ползут враги со всех сторон…
Дашь только слабину - тебя же в раз затопчут,
в бараний рог согнешь глупцов - кричат, - виват…
Не слушать никого - ни ближнего, ни прочих,
У слабого всегда лишь сильный виноват…
 
Хор придворных:
Врагам навеки преподай урок,
врагам навеки преподай урок,
врагам навеки преподай урок - 
в бараний рог их всех согни, в бараний рог!
 
Екатерина:
С княжной пришла пора за дерзость рассчитаться,
здесь не нужны ни флот, ни доблестная рать,
коль с дамами привык ты ловко управляться,
то с девкою легко сумеешь совладать…
Дашь только слабину - тебя же в раз затопчут,
в бараний рог согнешь глупцов - кричат, - виват…
Не слушать никого - ни ближнего, ни прочих,
у слабого всегда лишь сильный виноват…
 
Хор придворных:
Врагам навеки преподай урок,
врагам навеки преподай урок,
врагам навеки преподай урок - 
в бараний рог их всех согни, в бараний рог!
 
Екатерина (Шустову):
- А ты, Шустов, не уходи далеко – для тебя всегда работа найдется!
(Орлову): Верный человек, к тому же в Италии всё знает – не первый год при тамошнем консульстве нашем состоит, и с княжной лично знаком. Миссия ваша секретна и важна чрезвычайно. А чтобы недомолвок  меж вами не возникало, обозначу субординацию – главой миссии назначаю…(выдерживает многозначительную паузу, во время которой Шустов  пытается как-то обратить на себя внимание) …тебя, граф. Будь осторожен, и не только в действиях и словах, а и в самих помыслах.
 
Орлов:
-  Разрешите выполнять, ваше величество?
Екатерина:
- Ступай с богом!
 
Орлов уходит. Екатерина и все придворные удаляются. Шустов в одиночестве остается на сцене
Шустов:
- Ваше величество?
 
6. Ария Шустова «Несправедливо»
 
Не для чинов, и не корысти ради -
Живешь, не помышляя о награде,
Работаешь, как вол, да что с того -
Кому-то - всё, другому – ничего…
Как белка в колесе готов крутиться,
Как пчелка над цветком весь день трудиться,
А у судьбы – сплошное плутовство –
Кому-то - всё, другому – ничего…
 
Несправедливо, несправедливо
Устроен этот мир,
И соткан косо, и скроен криво -
Кто на виду, для всех - кумир…
Несправедливо, несправедливо
Устроен этот свет,
И сети надо плести красиво,
Во славу будущих побед…
 
Копаешься, как муравей на грядке,
А кто-то бьет баклуши, и в порядке,
Ему смешно, а мне то каково -
Кому-то - всё, другому – ничего…
Насмешки порождают искушенье,
Машину мести приводя в движенье,
И с дьяволом ты чувствуешь родство -
Кому-то - всё, другому – ничего…
 
Несправедливо, несправедливо
Устроен этот мир,
И соткан косо, и скроен криво -
Кто на виду, для всех - кумир…
 
Несправедливо, несправедливо
Устроен этот свет,
И сети надо плести красиво,
Во славу будущих побед…
 
КАРТИНА 2
 
Венеция. Звучит фоновая музыка. Горожане. Орлов, Шустов, Сомов прогуливаются по городу. Навстречу им, с другого конца сцены идут Тараканова в сопровождении Нуаре и свиты. В какой-то момент все они останавливаются, и лишь Сомов и Науре продолжают движение, глядя каждый в свою сторону. Сомов заглядывается на фланирующих мимо дам, а Нуаре на мужчин. Они сталкивается. Нуаре взвизгивает.
 
Сомов(сконфуженно):
- Пардон, мусью…
 
Нуаре(истерично):
- Мужлан! Невежа! Деревенщина!
 
Сомов(закипая):
- Ну, ты язык то попридержи, шут гороховый! А то не посмотрю, что как дамочка расфуфырился, отпишу тумаков по первое число.
 
Нуаре(гордо):
- Вы не смеете так со мной разговаривать – моя госпожа первая красавица Венеции, а может, и всей Европы! К тому же, она – наследница российского престола!
 
Сомов(в сторону):
 - На ловца и зверь бежит… (Нуаре): А ты то сам, кто таков?
 
Нуаре:
- Нуаре, секретарь госпожи Таракановой. (начиная кокетничать): А кто вы, таинственный незнакомец?
Сомов:
- Сомов Иван Иванович, русский офицер, денщик графа Орлова.
 
Нуаре:
- Значит, и вы, и ваш господин – подданные моей госпожи…
 
Сомов(насмешливо):
- Ну, это как посмотреть…
 
Нуаре:
 - Приходите к нам, мсье Сомофф. Передайте графу, что княжна будет счастлива видеть его у себя. Я, как секретарь, уполномочен госпожой расширять по возможности ее близкий круг (кокетливо): И приходите сами – я буду вас очень ждать…очень, очень ждать…
 
Сомов(снисходительно похлопывая его по плечу):
 - Ладно, поживем – увидим. Бывай здоров, хлопчик…
 
 Сомов и Нуаре расходятся, направляясь соответственно к Орлову и Таракановой, и что-то шепчут им на ухо.
 
Орлов:
- А что, Шустов, действительно здесь в Италии дамы так знойны, как живописал великий Данте?
Шустов:
- Пожалуй, что недурны-с, хотя против наших российских – так, бледная немочь…
 
Орлов(насмешливо):
- Смотри ка, Сомов, провожатый наш и в делах амурных патриот! Это похвально… Впрочем, разделяю…
 
Шустов(с досадой):
- А вы, граф, как я погляжу, с денщиком на короткой ноге… Делитесь, так сказать, сокровенными мыслями…Оригинально…                           
Касаемо же вашего замечания о патриотизме, то да, я таков, но не выгоды ради, а исключительно по зову сердца и душевной склонности…
 
Сомов(в сторону, удивленно):
- Из душевной склонности? Редкое для тайного соглядатая чувство…
 
Шустов:
- Смотрите, граф, вот и интересующая нас особа...
 
 
7. Тараканова и клевреты  «Ах, оставьте!»
 
Клевреты:
Эта Лиза – просто чудо,
Хоть взялась из ниоткуда –
И фигура, и осанка –
Настоящая приманка!
Вы – принцесса, вы – царица,
Вам поможет заграница,
Всё реально, всё возможно,
Если только осторожно…
 
Тараканова:
Ах, оставьте ради бога
Хоть на миг меня в покое –
Я одна, а вас так много -
Все пустое, все пустое…
 
Клевреты:
Шаг направо, шаг налево –
Вы почти что королева!
Шаг налево, шаг направо –
Здесь у вас на всё есть право!
Вы – богиня, примадонна,
Вы - алмаз неогранённый,
Пусть сомненье вас не гложет -
Заграница вам поможет!
 
Тараканова:
Ах, оставьте ради бога
Хоть на миг меня в покое –
Я одна, а вас так много -
Все пустое, все пустое…
 
Орлов с сопровождающими и Тараканова с клевретами – встречаются. Звучит инструментальная тема из романса «За это можно все отдать» (№11)
                                             
Шустов:
- Княжна , позвольте представить вам героя турецкой кампании графа Алексея Орлова – только что из Санкт-Петербурга. Граф – княжна Елизавета Тараканова.
 
Орлов:
- Счастлив знакомству, княжна…
 
Тараканова:
- Вы впервые в Венеции, граф? Здешние карнавалы – просто чудо!
 
Орлов:
 - Сударыня, по-моему, настоящее чудо – это вы…
Тараканова:
 - Было бы большой опрометчивостью с моей стороны поверить вам. К тому же, увы, век комплиментов недолог, они увядают даже быстрее, чем розы…
 
Орлов:
 - Не в вашем случае, княжна! тем более, женская красота не терпит обобщений…
 
Тараканова:
 - Не буду спорить, …Но я хочу танцевать.
 
 
8. Вальс Орлов - Тараканова
(инструментальная тема) 
 
Тараканова:
- Да , да … Вы правы … Я люблю свет - его соблазны…
Но ощущаю себя там чрезвычайно одинокой! Маски – кругом одни маски!
 
Орлов:
- Вы можете располагать мною . Я готов оказать вам любую поддержку!
 
Тараканова:
- Благодарю Вас ! Я безмерно нуждаюсь в поддержке. И в друзьях! Как странно, я совсем вас не знаю , но что-то  говорит мне , что вы искренни…
 
Орлов:
- Верьте! Верьте!
 
Тараканова:
- Верить?! Так сразу?
 
Орлов:
- Дайте мне шанс, княжна! Клянусь, вам не придется пожалеть об этом!
 
Тараканова(отвернувшись):
- В Венеции сегодня карнавал! (громко)И не забудьте надеть маску…
Хотя мы знаем, что скрывается за ними ….
 
 
9. Хор горожан «Все люди носят маски»
 
Любовь - несбыточная сказка,
безумное вино,
жаль - что скрывает ваша маска
мне знать не суждено…
 
Все люди носят маски,
иные - из опаски,
а кто-то по указке
носят маски…
Все люди носят маски,
чтоб избежать огласки,
и чтоб добиться ласки -
все люди носят маски,
все люди носят маски.
 
И пусть со мною вы допьете
любовь свою до дна,
но маску лишь свою сорвете -
под ней еще одна,
под ней еще одна…
 
Все люди носят маски,
иные - из опаски,
а кто-то по указке
носят маски…
Все люди носят маски,
чтоб избежать огласки,
и чтоб добиться ласки ,
все люди носят маски,
все люди носят маски.
 
Музыка постепенно затихает, люди и маски уходят. Затемнение.
 
КАРТИНА 3
 
Вилла Таракановой. Тараканова и Нуаре.  Звучит фоновая музыка (клавесин)
Нуаре (рассматривая себя в зеркале и подкручивая ресницы):
- Он, конечно, очень хорош, этот русский офицер, но он уже две недели, как не бывает у нас. Так можно ли ему верить , княжна ? Орловы так близки к императрице…
 
Тараканова:
- Да так ли уж близки ныне? Я слышала, Григорий, его старший брат, уже не в фаворе у Екатерины. А сам Алексей, герой турецкой кампании, разве действительно окружен почетом и славой, коих достоин? Я чувствую, я знаю – он мой заступник.
 
Нуаре:
- Вы просто хотите в это верить, княжна. Только и всего…
 
Тараканова:
- Но он клялся, и он дворянин! Нуаре, голубчик, поверьте – эти глаза не лгут!
 
Нуаре:
- Угу !
 
Тараканова:
- А какая у него открытая добрая улыбка…
 
Нуаре:
 - Тут спорить не стану… (с присущей геям интонацией): Ах, что за румяна нынче делают в Париже – полный отстой! (возвращаясь к разговору):Улыбка? Знаем мы цену этим улыбкам!
 
 
10. Ария Нуаре «Улыбки»
 
Улыбки, улыбки
рождают в нас ошибки -
летим на отблеск эполет,
как бабочки на свет…
Улыбки, улыбки
рождают в нас ошибки -
сердечко глупое стучит,
и здравый ум забыт.
 
У каждого свой взгляд на вкус и цвет –
Ведь у любви всегда своя причина…
Любовь бывает зла –
Полюбишь и козла,
Но в этот раз, о боже мой,
О, боже мой, какой мужчина!
 
Улыбки, улыбки
рождают в нас ошибки -
я сам бы ошибиться рад,
да где ж тот нежный взгляд?
Улыбки, улыбки
рождают в нас ошибки -
вчера героем был он тут,
а завтра – просто шут!
 
У каждого свой взгляд на вкус и цвет –
Ведь у любви всегда своя причина…
Любовь бывает зла –
Полюбишь и козла,
Но в этот раз, о боже мой,
О, боже мой, какой мужчина!
 
Улыбки, улыбки
рождают в нас ошибки -
летим на отблеск эполет
как бабочки на свет…
Улыбки, улыбки
рождают в нас ошибки -
сердечко глупое стучит,
и здравый ум забыт.
У каждого свой взгляд на вкус и цвет –
Ведь у любви всегда своя причина…
Любовь бывает зла –
Полюбишь и козла,
Но в этот раз, о боже мой,
О, боже мой, какой мужчина!
 
Нуаре:
- Я оставляю вас, княжна. Будьте осторожны с этим графом!
 
(с присущей геям интонацией): Но, боже мой, какой мужчина!
 
Там же. Тараканова одна
 
 
11. Ария Таракановой «И можно все отдать…»
 
Смотреть в окно, как угасает вечер,
листком осенним на ветру дрожать,
и можно все отдать за эту встречу,
за эту встречу можно все отдать…
 
И рвется сердце глупое на части,
любви срывая тайную печать,
и можно все отдать за это счастье,
и можно все отдать за это счастье,
за это счастье можно все отдать,
за это счастье можно все отдать…
 
Минуты водят грусть мою по кругу,
а губы так хотят тебе шептать,
что можно все отдать за эту муку,
за эту муку можно все отдать
 
И рвется сердце глупое на части,
любви срывая тайную печать,
и можно все отдать за это счастье,
и можно все отдать за это счастье,
за это счастье можно все отдать,
за это счастье можно все отдать…
 
И ты придешь ко мне из ниоткуда,
когда уже душа не в силах ждать,
и можно все отдать за это чудо,
за это чудо можно все отдать…
 
И рвется сердце глупое на части,
любви срывая тайную печать,
и можно все отдать за это счастье,
и можно все отдать за это счастье,
за это счастье можно все отдать,
за это счастье можно все отдать…
 
Там же. Входит Орлов.
 
Тараканова:
- Как я ждала тебя!
 
Орлов:
- Какое счастье быть с тобой Лиза ! Ты божество, ты всё для меня в этой жизни, Лиза !
 
Тараканова:
- Твои слова волнуют мне сердце, но это предчувствие … ожидание чего-то тревожного….
 
Орлов:
- Не бойся ничего , я на всё готов ради тебя!
 
Тараканова:
  - Ради меня! Униженной, оскорбленной и оклеветанной! Ах, Алексей! Скажи, разве я требую невозможного? Я прошу лишь признания своих прав, права назвать себя своим истинным именем! Вот, смотри… (достает и показывает Орлову голубую камею)Эта голубая камея с императорским вензелем осталась мне от матери! Я ее совсем не знала, ведь я воспитывалась в монастырском приюте… Видишь ? Это камея императрицы  -  разве это не доказательство?
 
Орлов(растерянно):
- Лиза, неужели ты хочешь ?...
 
Тараканова:
- Если бы Екатерина всего лишь согласилась признать мое происхождение, я бы стала самым  верным её другом!
 
Орлов:
 - Да , да …Но ты же знаешь , молва твердит иное…
 
Тараканова(с горечью):
 - Молва! Молва! Вокруг меня люди, которые соблазняют меня российским троном, сеют слухи, что я заявляю на него свои права, но мне этого не надо. Я не хочу смуты, не хочу крови. Я всего лишь женщина, я просто хочу любви –  но прошу чтобы ко мне относились с уважением. Готов ли ты пойти со мной до конца , каким бы он ни был? Не оставишь? Не предашь?
 
Орлов(страстно):
- Никогда!
 
 
12. Звучит Тема Любви
 
Тараканова:
- Но императрица… Разве потерпит она рядом равную себе по происхождению?
 
Орлов:
- Если ты станешь моей женой, тебе ничего не грозит.
 
Тараканова:
- Твоей женой! Но возможно ли это?
 
Орлов:
- Для настоящей любви нет ничего невозможного, Лиза!
 
Тараканова:
- Мне страшно!
 
Орлов:
- Верь мне!
 
Тараканова:
- Вверяю тебе всё, что у меня есть – надежды,  любовь и саму жизнь свою…
Бросаются в объятия друг друга.
 
Улица перед виллой. Шустов прячется в тени деревьев. В окнах виллы гаснет свет. Музыка затихает.
Шустов:
- Торжествуйте, княжна! Радуйтесь, граф! Сейчас ваше время – время жалких актеров, исполнителей чужих желаний! Марионеток, послушных чужой воле. Мое время придет позже, и вы узнаете – кто тот таинственный кукловод, что дергал за невидимые ниточки, сплетая хитроумный сюжет…Вы презираете меня, вы думаете я ничтожество, обычный посольский служака, канцелярская крыса! Ну что ж, я докажу вам, я покажу… Венчаться захотели? Будет вам венчание!
 
Шустов удаляется.
 
КАРТИНА 4
Таверна. Нуаре и Сомов, матросы, портовые. Звучит фоновая музыка.
 
13. Куплеты Сомова «Вот такие, брат, дела»
 
В поле, у березки тонкой,
там, где речка, как слеза,
повстречалась мне девчонка -
бирюзовые глаза.
Вскоре я на ней женился,
но лишь свадьбы шум умолк,
будто бес в нее вселился -
не один, а целый полк,
не один, а целый полк!
 
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
будто бес в нее вселился -
вот такие, брат, дела
 
Как она меня ласкала -
коромыслом да ведром,
издалёка привечала -
грохотала, словно гром.
Но однажды размахнулась…
и себе попала в лоб,
сорок раз перевернулась,
и - прямехонько, да в гроб.
 
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
сорок раз перевернулась,
вот такие, брат, дела…
 
Я любил ее до смерти,
а сейчас - сильней стократ,
но боюсь, что даже черти
не пустили б жёнку в ад.
С ней готов я поменяться
и отправиться туда,
только б с милой не встречаться
в жизни больше никогда,
в жизни больше никогда.
 
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
только б с милой не встречаться
в жизни больше никогда…
 
Общий смех. Нуаре подвигается ближе к Сомову.
 
Нуаре(возвышенно):
- Вы не поверите, мсье Сомофф, как я рад за княжну - она так счастлива…
 
Сомов:
- Отчего ж не поверить? Человек рожден для счастья, даже если и рожден по глупости…
 
 Нуаре(в сторону, с досадой):
- Какой он, право, неловкий…
 
Сомов(в сторону):
- Экий галантерейный мужчинка, с таким держи ухо востро…
 
Нуаре:
- Княжна сообщила мне сегодня, что на днях даже сыграют свадьбу! Не знаю, правда, где и как – здесь в Италии нет православных церквей.
 
Сомов:
- Невелика беда, обвенчаются на корабле флотским священником, законом дозволяется…
 
Нуаре(мечтательно глядя на Сомова):
- Ах, княжна, княжна…Вы не представляете, как бы мне хотелось оказаться на ее месте…
 
Сомов(внимательно оглядев собеседника с головы до ног):
- Отчего ж, вполне могу себе представить…
 
Нуаре(смешавшись):
- Не буквально физиологически, а испытать такое же…глубокое чувство… Ваш Орлов – сразу видно, человек больших достоинств…
 
(с присущей геям интонацией): Очень…очень больших достоинств!
 
Сомов:
- Да уж, он такой, вьюн водяной…
 
Раннее утро. Орлов в одиночестве . Картина таверны приглушена.
 
 
14. Ария Орлова «Нежданная любовь»
 
Когда в окно стучится дождь,
Она придет, хоть ты не ждешь,
За недоверие простив великодушно…
Из пелены пустого дня
Войдет и сядет у огня,
Тебе не скажет ничего, но слов не нужно…
 
Нежданная любовь,
Ты – гостья запоздалая,
Звала тебя давно
Душа моя усталая…
                              
Нежданная любовь –
Отчаянно желанная,
Как солнце в январе -
Случайная, нежданная
                      любовь…
 
Мотив забытый мне споет,
Как будто пыль с души стряхнет
И, разрешенья не спросив, присядет рядом…
Начнет простое колдовство,
Не обещая ничего,
Но обещаний никаких уже не надо…
Нежданная любовь,
Ты – гостья запоздалая,
Звала тебя давно
Душа моя усталая…
Нежданная любовь –
Отчаянно желанная,
Как солнце в январе -
Случайная, нежданная
                      любовь…
 
Музыка затихает. Орлов удаляется. Внезапно, как гром среди ясного неба, в таверну, в окружении ночных гуляк и девиц легкого поведения, врывается Шустов.
 
Шустов:
- Всем по стаканчику за мой счет! Налетай, голь перекатная!
 
Посетители таверны:
- Дай вам бог доброго здоровья!
- Кто этот щедрый господин?
- Какой-то русский, деньгами сорит…
- Подумаешь, невидаль. У себя дома сидят на печи – грызут калачи, а как заграницу выезжают, так набедокурят на год вперед…
- Ну а нам то что? Погуляем на славу!
 
Шустов(тихо одному из завсегдатаев таверны):
- Поди-ка сюда, рванина!
 
Завсегдатай:
- Чего изволите-с, ваше благородие?
 
Шустов (хлопая того по плечу):
- Что, расстрига, ты ризу свою еще не пропил?
 
Завсегдатай:
- Как можно! Молька ее чуток погрызла, всего и делов.
 
Шустов:
- Дуй домой, приведи ее в порядок, и проспись - завтра с утра понадобишься мне. Обвенчаешь графа с княжной.
 
Завсегдатай (растерянно):
- Дык я ж сана лишенный, грех выйдет.
 
Шустов:
- Ничего, замолишь! Или деньги не нужны?
 
Завсегдатай(жадно):
- А сколько денег то?
 
Шустов(великодушно):
- Не бойся, не обижу… (сует ему пачку банкнот)
 
Завсегдатай(подобострастно):
- Премного благодарен, ваше сиятельство! (торопливо сует деньги за пазуху и, заметно прихрамывая, быстро удаляется)
 
Шустов(обращаясь к остальным):
- Эх! Жить надо играючи, а играть – умеючи. Хотя…что вы, дураки, в этом понимаете! Рассказал бы я вам, да нельзя…
 
Посетители таверны:
- Расскажи! Расскажите, господин! Открой нам тайну жизни!
 
 
15. Ария Шустова «Флюгер»
 
В цене всегда особые услуги,
а честь и верность - только миражи…
Крутись — вертись, как флюгер,
по ветру нос держи,
что делать, если так диктует жизнь.
Налево - направо,
исполню ваш каприз -
кричите мне «браво»,
я повторю «на бис»…
 
Крутись — вертись, и будет жизнь прекрасна,
и к совести своей стань глух и нем.
Будь нужен этим и тем,
не спрашивай, - зачем,
не создавай себе проблем.
 
В любые времена, везде так было -
стань волком или сам лезь волку в пасть,
будь с тем, за кем есть сила,
и у кого есть власть,
крутись — вертись, не дай себе пропасть.
 
Налево - направо,
возможностей не счесть -
любите меня вы
таким, какой я есть.
 
Крутись — вертись, и будет жизнь прекрасна,
и к совести своей стань глух и нем.
Будь нужен этим и тем,
не спрашивай, - зачем,
не создавай себе проблем.
 
Будь нужен этим и тем,
такая наша жизнь -
давай, крутись - вертись!
 
Ария переходит в буйный танец на столах и стульях (специальный номер с канканом), в котором Шустов участвует в качестве центральной фигуры и всё, развиваясь в вихревом движении, на ускорении заканчивается мощной высокой нотой.
 
Затемнение. Антракт.
 
АКТ 2
 
КАРТИНА 5
 
16. Интродукция
 
Занавес открывается
 
Палуба российского военного корабля. Орлов, Тараканова, Сомов, Нуаре, Сверчков, переодетый священник-расстрига и команда  военного корабля.    
Доносится голос священника: «Обручается раб Божий Алексей рабе Божией Екатерине… Господи Боже наш, призри на раба Твоего Алексея и на рабу Твою Елизавету и утверди обручение их в вере, и единомыслии, и истине, и любви..."
 
 
Сквозной номер «Венчание» 
 
17. Матросы «Многая лета…»
 
Многая лета… многая лета… многая лета…
Многая лета… многая лета… многая лета…
 
Шустов(тихо расстриге-священнику):
- Ну, мавр сделал свое дело…
 
Расстрига-священник(обиженно):
- Зря вы так, ваше благородие, по нехорошему обзываетесь…
 
Шустов:
- Ладно, не мельтеши… Как в Санкт-Петербург придем, сразу потеряешься. Думаешь, не знаю, какие грешки за тобой водятся?
 
Расстрига-священник(испуганно):
- Что ж мы, без понятиев, что ли? Только на берег сойдем, поминай как звали…
 
 
18. Песня матросов «Застольная песня» 
 
Наливайте, наливайте
Доброго вина,
До зари всю ночь гуляйте –
Время пить до дна!
Наливайте, наливайте,
Да не только чай -
Молодым вы пожелайте
Счастья через край!
 
А любовь – такое зелье,
Что вдвоем лишь варится -
Оставайтесь молодыми,
Чтобы не состариться!
 
Наливайте, наливайте
Доброго вина,
До зари всю ночь гуляйте –
Время пить до дна!
 
Наливайте, наливайте,
Да не только чай -
Молодым вы пожелайте
Счастья через край!
 
А любовь – такое зелье,
Что вдвоем лишь варится -
Оставайтесь молодыми,
Чтобы не состариться!
 
Сомов:
- Ну, что, за здоровье молодых и чарку поднять не грех!
 
Нуаре(пытаясь обнять Сомова):
- О, мсье Сомофф! Любовь не бывает грешной! Она освящена небом!
 
Сомов(отстраняясь):
- Видал - миндал? Ты, мусью, ври, да не завирайся!
 
 
19. Песня матросов «Как по синему по морю…»
 
Как по синему по морю
Лебедь белая плыла,
Над волнами расправляя
Горделивые крыла…
 
А над нею в дальней выси
Сокол ясный воспарил,
Гладь морскую озирая
В небе ласковом кружил…
 
Лебедь белая чуть слышно
Песню грустную поет,
Бьется нежными крылами,
Дыбит пену шумных вод…
 
Видно чует, видно слышит
Ветра злого зычный глас,
Что грозит ее в пучину
Опрокинуть сей же час…
 
Камнем легкокрылый сокол
С неба к лебеди упал,
И любимую до солнца
На груди своей поднял…
 
Он до берега родного
Лебедь белую донес
И упал любимой подле
Бездыханным на утес,
И упал любимой подле
Бездыханным на утес…
 
Сомов (перехватывая инициативу):
-   Да…что-то взгрустнулось…
 
Нуаре:
-   Но ведь можно и по-другому!
 
Сомов: 
-   Можно и по-другому!
 
 
20. Дуэт Сомова и Нуаре и хор матросов «Свадебные частушки»
 
Сомов:
За невестой приезжали
На гнедой кобыле,
Все приданное собрали,
А ее забыли!
 
Нуаре:
Я беззубого люблю
Так, что сердце мается –
А чего тут не любить,
Он же не кусается!
 
Сомов:
Как над полем, чистым полем
Расстилался белый пух,
Коль невесту ты не щупал,
Не жених ты, а лопух!
 
Нуаре:
Меня мил бревном назвал –
Вот такое дело,
Может быть пилу менять
Времечко поспело!
 
Матросы:
А любовь – такое зелье,
Что вдвоем лишь варится –
Оставайтесь молодыми,
Чтобы не состариться!
 
Сомов:
Подарил тебе я ситца
Синего, в горошину,
Что же смотришь на меня
Ты так по нехорошему?
 
Нуаре:
Неба синий-синий купол,
Да подружек хоровод,
Меня милый всю ощупал,
Только замуж не берет…
 
Сомов:
Моя милка так ушаста,
Что хоть по небу кружи!        
Но зато хоть есть куда мне
Понавешать ей лапши…
 
Нуаре:              
За границей моду взяли
Девки сильно краситься,
А по мне – коль темной ночкой,
То какая разница!
 
Матросы:
А любовь – такое зелье,
Что вдвоем лишь варится –
Оставайтесь молодыми,
Чтобы не состариться!
 
Общее веселье, крики: «за здоровье молодых!», «дай вам бог!», «большому кораблю – большое плаванье!»
Там же. Морское путешествие.
 
Тараканова:
- Алексей , всё это кажется сном .. – и наше знакомство, и скорое венчание. Я не привыкла получать подарки от судьбы…
 
Орлов:
- Ветер удачи дует в наши паруса. Я знаю, он не переменится.
 
 
21. Дуэт Орлова и Таракановой «Пусть живет любовь»
 
Орлов:
Когда бы мы с тобою понимали
И замыслы богов, и тайных ход планет,
Мы, может быть, по звездам прочитали
На каждый свой вопрос – ответ…
 
Тараканова:
Что будет с нами –
За морями,
Скрывает правду и обман -
Туман…
 
Орлов, Тараканова:
В сердце пусть живет любовь,
И тогда, поверь, как прежде,
Новый день подарит вновь
Нам и веру и надежду…
Пусть кругами по воде
Небо пишет судьбы наши,
Но луч света в темноте
Нам блеснет с тобой однажды…
 
Тараканова, Орлов:
Но будущее небо держит в тайне,
И даже ангел мой не скажет ни о чем -
Совсем одни в огромном океане
Судьбе навстречу мы плывем…
Что будет с нами –
За морями,
Скрывает правду и обман -
Туман…
 
В сердце пусть живет любовь,
И тогда, поверь, как прежде,
Новый день подарит вновь
Нам и веру и надежду…
                                              
Тараканова:
Но я не хочу гадать –
Орлов:      
Я буду только верить…
 
Орлов, Тараканова:
Знаю, после всех потерь
Нам откроет ангел дверь
В светлый мир,
Мир как сон,
Мир для тех, кто влюблён…
 
Орлов, Тараканова:
В сердце пусть живет любовь,
И тогда, поверь, как прежде,
Новый день подарит вновь
Нам и веру и надежду…
Пусть кругами по воде
Небо пишет судьбы наши,
Но луч света в темноте
Нам блеснет с тобой однажды…
 
Внезапно поднимается шторм, валит сильный снег, метет пурга. Доносятся крики матросов: «Берег! Санкт-Петербург! Наконец то дома!» Завывание ветра. Топот ног по палубе. На палубу врывается конвой. Старший офицер объявляет: «Княжна Тараканова, именем ее императорского величества – вы арестованы!»
 
Затемнение. Смена декораций.
 
КАРТИНА 6
Императорский дворец. Екатерина, Пашкова, фрейлины
 
 
Фрейлины:
- Ну, вот и разрешилось все, бунтовщица под замком. Молодец Орлов, не подкачал.
 
Пашкова:
- Невелика удаль – заманить женщину в капкан. Ведь поди слова-кружева вил, да клятвы давал…
 
Фрейлины:
- Всё одно – молодец! И верность проявил, и смекалку недюжинную…
 
Екатерина (насмешливо):
- Проявить то проявил, да только то, что и без него всем давно известно!  Мужчинам доверять нельзя, а если кому и можно, то… все одно нельзя.
 
 
22. Ария Екатерины «Мужчины»
 
Зачем нужны мужчины,
Есть разные причины,
Но, честно говоря,
Одну лишь знаю я –
Для продолженья рода,
Как нам велит природа,
А с остальным cо всем
У женщин нет проблем…
 
Всё это просто и легко, как дважды два,
Давным-давно уверена в душе я –
Что  если уж во всём мужчина - голова,
То  женщина – конечно, это шея…
 
Зачем нужны мужчины –
Надутые павлины,
Нужны  – и смех и грех -
Для сладостных утех…
Всегда я говорила:
Нужна мужская сила
Хватало чтоб штыков
У доблестных полков
 
Всё это просто и легко, как дважды два,
Давным-давно уверена в душе я –
Что  если уж во всём мужчина - голова,
То  женщина – конечно, это шея…
                                                  
Пашкова:
- Государыня, там в приемной Шустов с докладом, дожидается высочайшего соизволения…
 
Екатерина:
- Зови сейчас же, всё из первых уст услышим…
 
Входит Шустов.
 
Шустов:
- Государыня, дозвольте представить подробнейший отчет о миссии…
Екатерина:
- Подробный изложишь на бумаге, и подашь позже. А сейчас коротко.
 
Шустов:
- Коротко – самозванка доставлена в Россию, препровождена в Петропавловскую крепость. Ведется дознание.
 
Екатерина:
- Что ж, молодцом… Ловко, ловко всё Орлов обустроил.
 
Шустов:
- Никак нет, ваше величество.
 
Екатерина (удивленно):
- Объяснись…
 
Шустов:
- Роль Орлова в этой истории весьма сомнительна, ваше величество. Если не сказать больше! Фактически он потворствовал княжне в ее фантазиях, и даже, чтобы спасти ее от расправы, пожелал обвенчаться с ней в Италии.
 
Екатерина (в гневе):
- Обвенчаться? С мошенницей, посягнувшей на трон? Он что, умом тронулся?
 
Пашкова:
- Государыня, граф Орлов в приемной…
 
Екатерина:
- Позвать сейчас же!
 
Входит Орлов.
 
Орлов:
- Государыня…
 
Екатерина (перебивая):
- Ты что же удумал такое, граф! Я ушам своим не поверила!
Орлов:
- Позвольте объясниться…
 
Екатерина:
- Не позволю! Поддался чарам дьявольским! И что мне прикажешь делать теперь? Казнить я ее не могу – твою то жену законную, и помиловать не могу – бунтовщицу и подстрекательницу!
Шустов:
- Дозвольте разъяснить, государыня… Венчание это законной силы не имеет!
 
Екатерина:
- Как так?
 
Шустов:
- Ваш покорный слуга, видя в какой конфуз может ввергнуть ваше величество необдуманный поступок графа, похлопотал о том, чтобы священник был ряженный. Так что Тараканова эта - никакая графу Орлову не жена, а просто девка, возомнившая о себе невесть что. Всё, за что не возьмется, анекдотом заканчивается…
 
Орлов (в гневе):
- Врешь, Шустов! Врешь, подлец, грязь подноготная!
 
Шустов (холодно):
- Для кого подлец, а для кого опора государства российского!
 
Орлов:
- Государыня, матушка! Ничего не прошу для себя – только дозвольте княжне доказать вам свою преданность. Все ложь, что про нее говорят – всё наветы клеветников! Будьте милосердны!
 
Екатерина (холодно):
- Пустое, граф, мне ясно всё без вас.
Екатерина, Шустов и все фрейлины кроме Пашковой удаляются.
                                                    
Пашкова:
- Сочувствую вам, граф.
 
Орлов:
- Благодарю, но сомневаюсь, чтобы вы могли понять, княгиня, всю несправедливость обвинений…
Пашкова:
- Попробуйте объяснить…
 
Орлов:
- Есть вещи, которые невозможно объяснить, в них можно только верить…
 
Пашкова:
- Все мы были когда-то молоды. Когда-то я  тоже потеряла любовь, и как мне казалось тогда – любовь всей моей жизни. Хотя сейчас, по прошествии времени, не знаю что лучше – стать жертвой интриг или жертвой любви?
 
Не теряйте надежды, я попробую вам помочь…
 
Пашкова удаляется
 
23. Ария Орлова «Зачем мне жить»
 
С жестоким небом мой окончен спор –
Любовь убита выстрелом в упор,
И гаснет свет -
Спасенья нет…
Одну тебя я в этот миг зову,
Тобой дышу я, и тобой живу,
Но ты вдали,
Словно на краю земли…
 
Как долго я тебя искал –
Нашел и потерял…
 
Зачем мне жить,
Если не дано любить,
И счастье сегодня опять
Должен я потерять…
                             
Зачем мне жить,
Если суждено забыть
Про сердце, ожившее вновь -
Забыть любовь, свою любовь…
 
Как мне молиться этим небесам,
Когда любовь свою убил я сам,
И радость встреч
Не смог сберечь…
Разбито сердце, только в этот час
Не плачут ангелы – им не до нас,
И нет пути,
Чтоб любовь свою спасти…
 
Как долго я тебя искал –
Нашел и потерял…
 
Зачем мне жить,
Если не дано любить,
И счастье сегодня опять
Должен я потерять…
Зачем мне жить,
Если суждено забыть
Про сердце, ожившее вновь -
Забыть любовь, свою любовь…
Зачем мне жить, зачем мне жить, зачем…
 
Затемнение. Смена декораций
 
КАРТИНА 7
 
Камеры Петропавловской крепости. Крайняя камера затемнена.
 
24. Ария тюремщика и хор арестантов «Кнут и пряник»
 
Арестанты:
Мы ни в чем не виноваты,
ну, ограбили кого -
все они и так богаты,
все они и так богаты,
это, в общем, ничего…
 
Мы к насилию не склонны,
Просто в жизни вышло так –
кто ворует миллионы,
кто ворует миллионы,
тот не сядет за пятак!
 
Тюремщик:
Спокойствия монаршего охранник -
любой секрет узнаю в пять минут,
для этой цели есть и кнут и пряник,
но лично я, но лично я,
но лично я - предпочитаю кнут…
 
Арестанты:
Мы ни в чем не виноваты -
кто на свете без греха…
Больше грабят казнокрады -
больше грабят казнокрады -
грех наш, в общем - чепуха…
Так оставим разговоры,
За решеткой жизнь – пустяк,
мы разбойники и воры,
мы разбойники и воры –
просто в жизни вышло так…
 
Тюремщик:
Спокойствия монаршего охранник -
любой секрет узнаю в пять минут,
для этой цели есть и кнут и пряник,
но лично я, но лично я,
но лично я - предпочитаю кнут…
 
Те же и Шустов.
 
Шустов(Тюремщику):
- По именному повелению государыни императрицы - проводите меня к княжне.
 
Тюремщик:
- Слушаюсь, ваше благородие! (подводит его в крайней камере. Свет освещает камеру и в глубине ее - одинокую фигуру Таракановой. Тюремщик удаляется)
 
Шустов:
- Ай-яй-яй! Ну что, Елизавета Алексеевна, видите к чему вас привели ваши фантазии!
 
Тараканова:
- Где граф Орлов ?! Вы ответите ! Вы за всё ответите !
 
Шустов:
- Пустые угрозы, княжна! Граф Орлов?! Граф сам от начала и до конца продумал всю операцию! И, хоть мне это отчасти и досадно, но всё же я вынужден признать, что столь блестящий план с ряженным попом именно его, графа Орлова изобретение.
 
Тараканова:
- Я не верю вам, и никогда не поверю… Речь Ваша дерзка и оскорбительна! Мерзавец! Граф спасёт меня!
Шустов:
- Воля ваша, княжна, но оставьте глупые надежды. Жизнь – это не французский роман. Никто никого не спасет.
 
Шустов удаляется.
 
 
25. Ария Таракановой «Плачь - не плачь»
 
Стынет небо в темных окнах,
серый сумрак, черный дождь,
и от слез душа промокла
вся насквозь…
Легкокрылый белый ангел
улетел из сердца прочь,
и ждет, едва дыша, душа -
что наколдует ночь…
 
Плачь - не плачь,
он не придет,
плачь - не плачь,
а сердце ждет…
 
Плачь - не плачь,
молчи - зови,
жизнь длинней любви…
 
Искры ярко рассыпая
с неба падает звезда,
след ее в ночи растает
навсегда…
Счастье долгим не бывает,
правда стоит медный грош…
Тоску подальше спрячь, не плачь,
того не стоит ложь.
 
Плачь - не плачь,
он не придет,
плачь - не плачь,
а сердце ждет…
Плачь - не плачь,
молчи - зови,
жизнь длинней любви…
 
Гулкое эхо шагов за дверью,
голос чужой прозвенел, как сталь,
мне так хотелось в любовь поверить –
жаль…жаль…
 
Плачь - не плачь,
он не придет,
плачь - не плачь,
а сердце ждет…
Плачь - не плачь,
молчи - зови,
жизнь длинней любви…
 
Стынет небо в темных окнах…
 
Тараканова в отчаянии падает без сил на пол камеры. Появляются Пашкова, Сомов и Нуаре.                                                   
 
Нуаре:
- Княжна?
 
Сомов:
- Елизавета Алексеевна?
 
Тараканова (подняв голову):
- Боже мой! Сомов! Нуаре! Милый мой Нуаре! Но как вы сюда попали?
 
Сомов (деловито):
- Отыщет мышка норку!
Тараканова (не веря своим глазам):
- Мне казалось, что я брошена всеми, что дни мои сочтены… Могла ли я думать…надеяться…верить?
 
Нуаре:
- Все еще не так безнадежно, княжна!
 
Сомов:
- Княжна, послушайте старого вояку – пока ты не умер, ты жив!
 
Тараканова:
- Сомов, скажите, скажите – это правда, что граф сам привел ряженого священника?
 
Сомов:
- Ложь, княжна, все ложь – козни Шустова!
Тараканова:
- Я так и знала! Так и знала! Но почему…зачем вы здесь?
 
Нуаре (таинственно):
- Мы пришли не одни…
 
Сомов:
- Одна высокая особа вызвалась помочь вам… (Пашковой): Княгиня, мы так благодарны вам за участие в судьбе графа и княжны! Мы знаем, чем вы рискуете!
 
Пашкова:
- Не надо благодарностей, Сомов! Какие между нами счеты?
 
Нуаре (в крайнем возбуждении):
- Я присоединяюсь к мсье Сомоффу – ваше великодушие поистине безгранично! Вы – святая!
 
Сомов (поддакивая Нутре ):
- Святая!
 
Нуаре:
- Святая! Позвольте упасть перед вами на колени! (падает на колени и тут же, с визгом: «Ой, мыши!», вскакивает…)
 
Пашкова (строго):
- Не устраивайте балагана! Ведите меня скорее к княжне, у нас мало времени!
 
Подходят к камере Таракановой.
 
Пашкова: 
- Княжна , нам с Вами надо многое обсудить… (обрывая фразу) Откуда у вас эта камея, сударыня?
 
Тараканова:
- Она досталась мне от матери…
 
Пашкова (задумчиво):
- Знакомая вещица… хотя, может быть, просто похожа…Досталась от матери? С другой стороны, разве может кто-то , что-нибудь знать наверняка… Княжна! Не теряйте веры, всё еще может разрешиться самым благоприятным образом. Мне надо срочно повидаться с государыней.
 
Пашкова отходит в сторону. Камера Таракановой затемняется. В луче прожектора – Пашкова, Сомов и Нуаре.
 
Пашкова (в задумчивости):
- Сомов !.. Вам когда-нибудь случалось бывать в Париже?
 
Сомов:
- Так точно, и не раз - очень романтическое место…
 
Пашкова (с улыбкой):
- Пожалуй, что так…
 
Нуаре (многозначительно, с видом знатока):
-  Ой...в Париже разные истории случались…
 
Пашкова (загадочно улыбаясь):
- Получается…получается так, что княжна – моя… дочь…
 
Сомов (обескураженно):
- Ваша дочь???
 
Нуаре (восторженно):
- Я же говорил - вы святая!  Вы – святая! (снова падает перед ней на колени)
 
Пашкова (строго):
- Прекратите сейчас же!
 
Нуаре (вскакивая, не в силах справиться с волнением, восторженно в сторону):
- Богиня! Богиня! (Сомову): Ну же, Сомофф!
 
Сомов: (догадавшись)
- А что, даже очень просто!
 
 
26. Ария Пашковой, Нуаре и Сомова «Парижские тайны»
 
Пашкова:
Парижские тайны, парижские тайны,
мы встретились странно, нелепо, случайно -
где льются закаты, как алая кровь,
и где из камней прорастает любовь,
и где из камней прорастает любовь.
Парижские тайны –
они не случайны…
 
Пашкова:
Я помню все, я не забыла –
 
Сомов и Нуаре:
Все так и было, все так и было…
 
Пашкова:
Я помню все, я так любила -
 
Сомов и Нуаре:
Все так и было…
 
Пашкова:
Я помню все, я не забыла –
 
Сомов:
Все так и было, все так и было…
 
Пашкова:
Я помню все, я так любила -
 
Сомов и Нуаре:
Все так и было…
Пашкова:
Все так и было, ну а если и нет,
То это мой секрет…
 
Пашкова:
Парижские тайны, парижские тайны,
одну лишь, судьба, разгадать только дай мне -
не верю, что ты как всегда промолчишь,
но все о любви знает только Париж,
но все о любви знает только Париж…
Парижские тайны –
они не случайны…
 
 Пашкова:
Я помню все, я не забыла –
 
Сомов и Нуаре:
Все так и было, все так и было…
 
Пашкова:
Я помню все, я так любила -
 
Сомов и Нуаре:
Все так и было…
 
Пашкова:
Я помню все, я не забыла –
 
Сомов:
Все так и было, все так и было…
Пашкова:
Я помню все, я так любила -
 
Сомов и Нуаре:
Все так и было…
 
Пашкова, Сомов, Нуаре:
Все так и было, ну а если и нет,
То это мой секрет…
 
Парижские тайны, о-ла-ла, о-ла-ла,
парижские тайны, все так и было…
Парижские тайны, все так и было,
а может быть и нет…
Парижские тайны – это секрет…
 
Пашкова ( как будто репетируя, волнуясь)
- С чего же мне начать ? Ваше Величество…Ваше Величество … Господи…Чего только не сделаешь во имя настоящей любви…
 
 
КАРТИНА 8
 
Петергоф. Екатерина и Пашкова.
 
Пашкова:
- Ваше величество, рискуя навлечь на себя вашу немилость, а может быть и гнев, не могу тем не менее не открыться вам…
 
Екатерина (с неудовольствием):
- Судя по предисловию, история ожидается долгая…
 
Пашкова:
- В четверть века длиной…
Екатерина:
- Срок немалый…
 
Пашкова:
- Тогда в Париже я познакомилась с одним маркизом…Мы были тогда так молоды…
 
Екатерина:
- Не вы одни…
 
Пашкова:
- Я пробыла там с ним до самой осени…
 
Екатерина (удивленно):
- Однако в Санкт-Петербург вы вернулись только следующим летом…
 
Пашкова (кротко):
- Я восхищаюсь вашей памятью…
 
Екатерина (ехидно):
- Судя по елейному тону, сейчас мы услышим главное…
 
Пашкова:
- У нас с ним было дитя. Дитя любви…
 
Екатерина (обескураженно):
- Что такое?! Я не желаю дальше слушать!
 
Пашкова:
- Не гневайтесь, государыня, я молчала четверть века, но сейчас обстоятельства вынуждают меня открыться вам.
 
Екатерина:
- Где сейчас это дитя, и что это за обстоятельства?
 
Пашкова:
- Она здесь, в Санкт-Петербурге, и она…в Петропавловской крепости…
 
Екатерина (встает и ошеломленно смотрит на фрейлину):
- Вы хотите сказать…
 
Пашкова:
- Да, это она. Я только что из крепости. Сомнений нет никаких. Все сходится – и возраст, и рост, а лицом она – вылитый отец. Ко всему прочему, у нее обнаружилась та самая камея, что я оставила настоятельнице, когда отдавала бедное дитя в монастырский приют.
Разумеется, все разговоры о титуле и троне теперь совершенно бессмысленны.
 
Екатерина (пристально глядя на Пашкову):
 - Пожалуй, действительно, это меняет дело…
 
Пашкова:
- Самым решительным образом меняет…
 
Екатерина:
- А согласна ли она признать в вас свою мать?
 
Пашкова (с таинственной улыбкой):
- Глупо отрицать очевидное…
 
Екатерина:
- Да-а… Воистину, чужая душа – потемки… Кто бы мог подумать, княгиня…
 
Выходит вместе с Пашковой к придворным, среди которых Шустов, Сомов, Нуаре и все остальные участники спектакля за исключением Орлова и Таракановой.
 
 
27. Ария Екатерины «А о стране не думает никто!»
 
Екатерина:
Ну что за времена, ну что за нравы –
Лишь на уме сердечные забавы,
Влюбляются на дню все раз по сто,
 
Шустов и хор придворных:
А о стране не думает никто!
 
Екатерина:
За будущее словно не в ответе,
А от любви потом родятся дети -
L'amor, glamour – ну, чисто - шапито,
Шустов и хор придворных:
А о стране не думает никто!
 
Кавалеры:
Питер, Рим и Париж -
от любви ты паришь…
Нью-Йорк, Лондон, Мадрид -
вновь любовью сердце горит.
 
Екатерина (на фоне музыки):
- Послать за Орловым, и новоявленную дочь княгини сюда пред очи мои представить немедля ! А пока всем веселиться! (тихо в сторону) А ты, Шустов, не уходи далеко, для тебя всегда работа найдется…
 
Сомов и Пашкова:
Судьбы поворот случайный,
 
Нуаре:
Случайный…
 
Сомов и Пашкова:
Любовь - дело молодое, 
 
Нуаре:
Молодое…
 
Сомов и Пашкова:
Пускай останется тайной,
Пускай останется тайной 
О чем знают только двое…
О чем знают только двое…
 
Екатерина:
Чего на свете только не бывает,
Коль голова подумать не желает -
Дырявые мозги, как решето,
 
Шустов и хор придворных:
А о стране не думает никто!
А о стране не думает никто!
 
Екатерина:
Один - как будто шут, другой - бездельник,
но все желают не любви, так денег,
а лучше бы и это взять, и то,
 
Шустов и хор придворных:
А о стране не думает никто!
 
Кавалеры:
Питер, Рим и Париж -
от любви ты паришь…
Нью-Йорк, Лондон, Мадрид -
вновь любовью сердце горит.
Питер, Рим и Париж -
от любви ты паришь…
Нью-Йорк, Лондон, Мадрид -
любовью сердце горит.
 
Все вместе:
Судьбы поворот случайный,
Судьбы поворот случайный
Пускай остается тайной, 
Пускай остается тайной… 
И ты, как и все вдруг поймёшь ,
Что все обвинения – ложь,
И вновь
Торжествует любовь!
 
Появляются Орлов и Тараканова
 
Екатерина:
- Ну, дай на тебя посмотреть, княжеская дочь… Что ж, и вправду похожа! А тебя, Орлов, от службы освобождаю! Такова будет цена моей милости. Езжай к себе в деревню, разводи рысаков да детей поболее…
 
 Шустов (тихо императрице ):
- А о княжне Таракановой молву пустим – дескать погибла в казематах во время наводнения.
 
Екатерина: 
- Так-то ладно будет. И вопросов у народа меньше… (обращаясь к Орлову и Таракановой):Ну что ж, как говорится, мир да любовь?
 
 
28. Дуэт Орлова и Таракановой «Голубая камея»
 
Кто любил, тот поймет -
все испытанья не в счет,
если каждый итог -
это только пролог          
перед новой главой, что нас ждет…
 
Так было и будет,
Так говорят нам небеса…
В унисон если бьются сердца,
Если веришь в себя до конца,
То сверкнет голубая камея…
 
Кто знает ответ -
отчего вслед за тьмой век за веком приходит рассвет…
В час, когда уже выхода нет
и не мил для тебя белый свет,
светом новой надежды в ночи заблестит, сердце грея
голубая камея…
 
Мир полон загадок,
их разгадать нам не дано…
Но, когда скажешь ты, что давно
все за нас навсегда решено,
вдруг сверкнет голубая камея…
 
Кто знает ответ -
отчего вслед за тьмой век за веком приходит рассвет…
В час, когда уже выхода нет
и не мил для тебя белый свет,
светом новой надежды в ночи заблестит, сердце грея
голубая камея, голубая камея…
 
Общий выход
 
29. Финал. Песня актеров. «Всё, что рассказать мы вам хотели…»
 
Всё, что рассказать мы вам хотели,
Было, может быть, на самом деле,
Было так, а может быть и нет –
Сохранит история секрет…
Занавес закроется, так что же –
На театр жизнь порой похожа,
А порою и наоборот –
Правда лишь на сцене оживет…
 
В сердце пусть живет любовь,
И тогда, поверь, как прежде,
Новый день подарит вновь
Нам и веру и надежду…
Пусть кругами по воде
Небо пишет судьбы наши,
Но луч света в темноте
Нам блеснет с тобой однажды…
                                 
Так оставим на минуту споры –
Все мы в этой жизни лишь актеры,
Только в ней – ты хочешь, или нет,
Невозможно предсказать сюжет.
Что бы нам судьба не обещала,
В этой пьесе нет еще финала,
И свою историю по дням
Каждый для себя напишет сам…
 
В сердце пусть живет любовь,
И тогда, поверь, как прежде,
Новый день подарит вновь
Нам и веру и надежду…
Пусть кругами по воде
Небо пишет судьбы наши,
Но луч света в темноте
Нам блеснет с тобой однажды…
 
ЗАНАВЕС